AIR WAR
AIR WAR
Воскресенье, 17.12.2017,   11:07   Приветствую Вас, Гость | RSS
Главная » Статьи » Холодная война » Суэцкий кризис

Суэцкий кризис

Суэцкий кризис

Суэцкий кризис - международный конфликт, между Египтом с одной стороны и Великобританией, Францией и Израилем с другой. Конфликт разразился в октябре 1956 года и продолжался до марта 1957, причиной конфликта стало определение администрации  Суэцкого канала.  В 1952 году, в Суэцкий кризис Гамаль Насеррезультате военного переворота, к власти пришел полковник Гамаль Абдель Насер, который решил покончить с британским военным присутствием в своей стране. Для этих целей он национализировал англо-французскую компанию Суэцкого канала, взяв под контроль важнейшую водную артерию. Эти действия поставили под угрозу торговые связи Франции и Великобритании с их колониями на Ближнем и Дальнем Востоке. Единственным решением проблемы являлся  военный конфликт. Дабы спровоцировать Египет, Франция и Англия совместно с Израилем разработали план, по которому Израильские войска, якобы в отместку за нападение палестинских партизан на Израиль, должны были захватить перевал Митла в западе Синайского полуострова, что вызвало бы объявление Ериптом  ультиматума на вывод Англо-французских войск из зоны Суэцкого канала.  Роль зачинщика была выбрана не спроста, Израили с давних пор намеревался установить контроль над Синайским полуостровом, контролируемым Египтом.

На момент начала конфликта Египетские ВВС располагали двумя эскадрильями бомбардировщиков Ил-28,   двумя эскадрильями истребителей МиГ-15, кроме этого в Файиде находились по одной эскадрильи «Вампиров» и «Метеоров», их обеспечивали три транспортные эскадрильи.

Для вторжения в Египет союзные войска выставили огромную авиационную армаду, в состав которой входили истребители-бомбардировщики, средние бомбардировщики, истребители прикрытия, а также различные разведывательные самолеты. Все эти силы дислоцировались на Мальте и Кипре, а также на пяти авианосцах и авиадесантном корабле.

В распоряжении Франции находилось два авианосца: «Арроманш» и «Лафайет»,  с находящимися на борту истребителями F4U-7 «Корсар», четыре авиакрыла истребителей-бомбардировщиков (около 100 машин)и три авиакрыла транспортников. Кроме этого в  Израиль  прибыли три эскадрилии истребителей  "Мистер VIА", которые совместно с истребителями F-84 должны были обеспечить охрану Тель-Авива. Транспортники  «Норатлас» применялись для переброски израильского десанта и груза, вся техника предназначенная для боевых операций несла израильские опознавательные знаки. Основную часть своих ВВС Израиль сконцентрировал на Синайском направлении. Эти силы включали в себя 69 реактивных и 45 поршневых истребителей, а также бомбардировщиков В-17 и транспортные самолеты. Было решено использовать "Мистеры" в качестве системы ПВО, «Метеоры», «Ураганы», Р-51 и «Москито»  для нанесения ударов по наземным целям, а бомбардировщики B-17 для ночных бомбардировок. Еще большими силами располагали Королевские ВВС: на Мальте располагалось  четыре эскадрильи тяжелых бомбардировщиков «Вэлиент» и шесть эскадрилий средних бомбардировщиков «Канберра», на Кипре находилось 10 эскадрилий бомбардировщиков «Канберра», четыре эскадрильи истребителей «Хантер» и «Метеор», четыре эскадрильи самолетов «Веном» для нанесения уларов по наземным целям и шесть транспортных эскадрилий самолетов «Хастинг» и «Валетта», кроме этого в Средиземном море находилось три  авианосца — «Альбион», «Булварк» и «Игл», которые располагали одиннадцатью эскадрильями самолетов «Уайверн», «Си Веном» и «Си Хоук» .

Суэцкий кризис

Конфликт разразился вечером 29 октября 1956 года, израильская армия вторглась на Синайский полуостров, затем 1600 десантников были сброшены над восточной частью перевала Митла, над центральной частью которой уже патрулировали "Мистеры", ожидая ответных действий египетских ВВС. К восьми часам вечера, египетские войска выдвинулись через Суэцкий канал к переваллу Митла, в девять вечера французские транспортники сбросили израильским десантникам тяжелое вооружение. На рассвете следующего дня, 4 английских бомбардировщиков "Канберра", вторглись в зону Суэцкого канала и были перехвачены МиГами, один из "Канберр" получил серьезные повреждения. Ранним утром  египетский эсминец «Ибрагим-аль-Аввал» предпринял попытки обстрелять порт Хайфу,  в ответ на это был атакован израильскими истребителями-бомбардировщиками «Ураган», которые нанесли ему серьезные повреждения, в результате чего  он был вынужден сдаться израильским эсминцам. В это время четверка израильских "Вампиров" вела разведку в районах Митлы и Эль-Тхамеда, через два часа появились МиГ-и, которые уничтожили 6 автомашин и не взлетевший самолет Пайпер «Каб», входе последующих атак "Вампиров" и  МиГ-ов было уничтожено  еще большее количество техники противника. Первый воздушный бой произошел тем же вечером, в то время, как египетские "Метеоры" наносили удары по израильским десантникам в районе Митлы, в небе сошлись шесть МиГ-в и шесть "Мистеров", вскоре к ним прибыло подкрепление, началось настоящие побоище, в результате которого было потеряно два МиГ-а и поврежден один "Мистер".

Подведя итог 29 -30 октября можно утверждать, что Египетские ВВС были застигнуты врасплох, израильским вторжением, не смотря на это 30 числа им удалось совершить более 50-ти боевых вылетов. ВВС Израиля совершили более ста вылетов, уничтожив практически весь египетский транспорт в западной части перевала Митла, тем не менее египтяне заняли выгодные оборонительные позиции на высотах над Хейтанским ущельем.

В шесть часов утра 31 октября, англичане и французы предъявили ультиматум, по требованиям которого  обе стороны, должны были вывести  войска из зоны Суэцкого канала, как и предполагалось ультиматум был отвергнут. На рассвете четверка египетских "Вампиров" нанесла внезапный удар по израильским позициям в районе перевала Митлы, в это время подоспели шесть "Мистеров", в ходе боя было потеряно два "Вампира". Налет "Вампиров" привел к тяжелым потерям израильтян. В тот же день египетскими "Метеорами" были перехвачены израильские самолеты, атаковавшие колонну бронетехники, направляющуюся в  направление Бир-Джифгафы, один "Метеор" был потерян, египетские ВВС подвергли атаке израильские войска продвигающиеся к Бир-Хаме. В серии безуспешных атак на Абу-Аджейлу израильская армия понесла огромные потери.

В ожидании истечения ультиматума, утром 31 октября система ПВО в зоне Суэцкого канала, была приведена в полную боевую готовность. К этому времени в Сирию, советскими и чешскими пилотами были перегнаны  20 Ил-28 и 20 МиГ-15. Египтяне до последнего момента не верили в военный ответ англичан и французов, это привело к огромным потерям уже в первую ночную бомбардировку, задачей союзников было нанести удар и полностью уничтожить египетские ВВС. Для этих целей было совершено три налета бомбардировщиков «Канберра» и «Вэлиент», попытка египетских ВВС перехватить противника, не увенчались успехом.

Ранним утром 1 ноябре, совершая разведывательный полет пара "Канберр", была перехвачена МиГ-ами, которым удалось повредить одну из "Канберр". Пилоты  доложили командованию о низкой эффективности ночной бомбардировки, было принято решение нанести удары по всем египетским аэродромам силами англо-французской авиации. Египтяне успели рассредоточить свои МиГ-и, но выполнять полеты стало невозможно, ввиду  нахождения взлетных полос под постоянным наблюдением противника.

2 ноября египетскими эсминцами был атакован авианосец "Арроманш", но возвратившиеся с боевых вылетов "Корсары" вынудили египтян отступить. Палубная авиация продолжала наносить удары по аэродромам близ Александрии. Действия египетской ПВО стали более эффективны, 3 ноября одна из "Канберр" была повреждена МиГ-ом, а 5 ноября им удалось сбить «Уайверн»,«Си Хоук» и один «Мистер», что являлось для египетских ВВС настоящей победой. Англичане нарастили темп  бомбардировок, обладая численным превосходством в авиации. Сковав египетскую авиацию, командование бросило в бой крупные бронетанковые силы израильтян, египтяне были вынуждены оставить Синайский полуостров, и форсировав Суэцкий канал в обратном направлении.

Действие сухопутных частей практически прекратилось, происходили лишь отдельные стычки, в свое время воздушные сражения разгорелись с новой силой. 1 ноября египетские "Вампиры " совершили налет на позиции израильтян у Митлы, одна из машин была сбита перехватчиком. В небе над Синайским полуостровом  сошлись три египетских "Метеора" в сопровождении МиГов и два израильских "Мистера", один из МиГ-ов был потерян. С 2 ноября районе Шарм-эль-Шейха начались ожесточенные бои. 3 ноября действиями  «Мустангов» и В-17 было уничтожено несколько тяжелых орудий египтян. Блокировав  Шарм-эль-Шейха, израильтяне вынудили капитулировать египетский гарнизон. В их руках оказался практически весь Синайский полуостров. В это же время началась активная фаза наступления англо-французских войск, которые своими действиями сковали египетские войска.

Увеличивающийся масштаб конфликта повлек вмешательство двух сверхдержавы: СССР и США, которые потребовали от Израиля, Великобритании и Франции вывода войск. Под давление СССР, США и ООН странам агрессорам пришлось выполнить поставленное требование.

Как и во многих других войнах и конфликтах, авиация сыграла одну из своих важнейших ролей.

Категория: Суэцкий кризис | Добавил: terranozawr (29.03.2015) | Автор: Суэцкий кризис
Просмотров: 594 | Теги: холодная война, Суэцкий канал, Суэцкий кризис | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar